В последнее время государство прилично потрепало нервы самозанятым. Власти придумали около десятка способов, как заставить фрилансеров легализоваться, но пока ни один не действует. Очередную версию налогового режима внесли на рассмотрение в Госдуму в конце сентября. Она предусматривает следующую схему: самозанятые, оказывающие услуги физлицам, будут отдавать государству 4% дохода, а те, кто работает с компаниями, — 6%. С 2019 года режим запустят в виде эксперимента в четырех зажиточных регионах — Москве, Подмосковье, Татарстане и Калужской области. У законопроекта есть все шансы на принятие. «МК» изучил законопроект и выяснил, какие новшества в случае его принятия ждут самозанятых.
Остальные субъекты смогут ввести налоговый режим в любой момент по своему усмотрению. Налог на профессиональный доход для фрилансеров вводится вместо НДФЛ и страховых взносов, которые платят официально устроенные сотрудники. Из платежа в 4% большая часть (2,5%) зачтется в региональные бюджеты как непосредственно налог, а 1,5% уйдет в Фонд обязательного медицинского страхования. Этот режим смогут использовать те, чей доход не превышает 2,4 млн в год или 200 тыс. рублей в месяц.
По идее, переход на него будет добровольным: самозанятым предложат по собственной воле скачать на смартфон или планшет приложение «Мой налог», зарегистрировать себя и самим определять, какую сумму дохода декларировать — с нее и будет взиматься процент. Уплатить сбор нужно будет до 25-го числа каждого месяца. То есть вся система будет держаться на честном слове, и чтобы перетянуть «вольных художников» на белую сторону, их заманят скидкой на сумму налога — она будет рассчитываться индивидуально, а максимальный дисконт составит 10 тыс. рублей.
Вместе с тем одновременно с документом рассматриваются предложения о повышении штрафов за предпринимательскую деятельность без регистрации и специального разрешения. За первое нарушение придется заплатить 5–10 тыс. рублей, а за каждое последующее — 20–30 тыс. рублей. Правда, штраф выпишут, если нарушитель будет идентифицирован, но в случае с самозанятыми это сделать довольно сложно.
Учитывая, что, когда многочисленные инициативы чиновников начали превращаться в законопроекты, самозанятые стали осторожнее. По данным одного из интернет-сервисов по поиску «исполнителей для решения любых задач», с лета многие фрилансеры просят оплату наличными, а не денежные переводы. «Налоговым инспекторам будет трудно контролировать незарегистрированных фрилансеров: они не смогут зайти в каждый дом, чтобы посмотреть: ведутся ли там расчеты, — отмечает юрист компании «Прифинанс» Сергей Сухочев. — При этом они собираются сотрудничать с агрегаторами услуг и просить сообщать информацию о возможных доходах зарегистрированных пользователей. Но и это не охватит все возможные источники заработка самозанятых: многие находят клиентов по «сарафанному радио», а у многих нет смартфона, чтобы установить приложение».
С другой стороны, в легализации труда для фрилансера есть существенные плюсы: самозанятый гражданин теперь сможет подтвердить доход официальной справкой для получения кредита или визы, чего работающий «в тени» сделать не сможет. Альтернатива этому — только регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, но этот режим все-таки более сложный.
Эксперты сомневаются, что запуск эксперимента с самозанятыми принесет желаемый эффект. «Собираемость налогов это не сильно увеличит. Возможно, что из тени выйдет небольшой процент сознательных граждан, которым принципиально важно иметь официальное подтверждение своих доходов. Остальные не готовы будут платить даже те смешные 4% налога, предложенные в законопроекте, потому что никакой позитивной мотивации регистрироваться государство не предлагает, а шансы быть пойманными на нарушении очень малы», — считает Сергей Сухочев. Мнения самих самозанятых о предложениях властей разделились: кто-то называет схему справедливой, кто-то считает размер налога высоким для человека с непостоянной работой, а кто-то просто не доверяет государству и опасается, что в любой момент лояльный налоговый режим превратят в непосильную кабалу.