Минкомсвязи и Роскомнадзор поддерживают законопроект об управлении рунетом, который в декабре 2018 г. внесли в Госдуму сенаторы Людмила Бокова и Андрей Клишас и депутат Андрей Луговой. Об этом рассказали замминистра связи Олег Иванов и замруководителя Роскомнадзора Александр Панков, выступая на расширенном заседании комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, где обсуждался законопроект.
Законопроект наделяет Роскомнадзор полномочиями определять правила маршрутизации интернет-трафика российских операторов и контролировать их соблюдение. Также Роскомнадзор будет следить и за тем, чтобы через зарубежные узлы связи транзитом проходил минимум внутрироссийского трафика. Управлять сетями в критических ситуациях должен будет специальный центр, созданный в подведомственной Роскомнадзору радиочастотной службе. Центр будет обладать информацией обо всей российской инфраструктуре связи, объясняла «Ведомостям» Бокова.
Законопроект также снимает с операторов связи обязанность ограничивать доступ к сайтам, заблокированным ресурсам или программам, если они установят технические средства противодействия угрозам и будут соблюдать требования по их использованию. Что это за устройства – законопроект не описывает, но поясняет, что они должны уметь определить источник передаваемого трафика и ограничивать доступ к ресурсам с запрещенной информацией не только по сетевым адресам, но и «путем запрета проходящего трафика». Ограничивать и возобновлять доступ к запрещенным ресурсам будет сам Роскомнадзор, поскольку он и будет управлять этим оборудованием.
Также на заседании думского комитета в пользу законопроекта высказался представитель Федеральной службы технического и экспортного контроля (ФСТЭК). Подтвердил необходимость такого законопроекта и представитель Федеральной службы охраны, отметив, что некоторые его элементы требуют технического уточнения – а такие корректировки можно внести и во втором чтении.
Законопроект поступил в Минкомсвязи в конце декабря. Министерство разослало проект своего отзыва на законопроект по ведомствам, и свои замечания пока что прислали не все – но в уже присланном нет такой критики, которая не позволила бы принять законопроект в первом чтении, рассказал Иванов.
Замечаний Минфина по бюджетной части еще не поступило, отметил Иванов. Но наибольшая часть предложений, которые могут потребовать затрат, уже учтена в нацпрограмме «Цифровая экономика», уточнил он. С ним соглашается соавтор законопроекта Андрей Луговой.
Ранее законопроект критиковали эксперты АНО «Цифровая экономика» и рабочей группы «Связь и IT» экспертного совета при правительстве.
Такая система маршрутизации трафика создаст критическую точку, отказ работоспособности которой будет вызывать единовременные сбои работы всей национальной системы связи, рассказывал представитель АНО ЦЭ. Эксперты из рабочей группы также сочли высокими риски нарушений в работе сетей связи при исполнении законопроекта, говорится в их отзыве. Возникали разногласия и при обсуждении расходов. Утвержденный бюджет нацпрограммы «Цифровая экономика» не предполагает расходов из бюджета на исполнение такого законопроекта, рассказывал представитель АНО ЦЭ. Средства понадобятся на закупку дорогостоящего оборудования для маршрутизации трафика, его последующее сервисное обслуживание и содержание каналов связи, перечислял он. Также, по его словам, могут появиться расходы на возмещение в судебном порядке затрат, которые понесут операторы, компенсируя абонентам ущерб, причиняемый при управлении трафиком госструктурой. Объем потенциальных расходов представитель АНО ЦЭ уточнить не смог, но даже часовая остановка транзакций, например в сфере электронной коммерции, обойдется в десятки миллиардов рублей, уверен он. Возможные выплаты не исключает и экспертный совет при правительстве. А дополнительные технические средства для сетей связи могут обойтись операторам примерно в 15 млрд руб., говорится в отзыве экспертного совета.