Франчайзинговый бизнес в России распространен преимущественно в ресторанном, розничном, хлебопекарном и детском образовательном секторах, рассказала доцент кафедры корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета Ольга Борисова.
Самые прибыльные франшизы по итогам прошлого года были в торговле, киберспорте и образовании, отметила Борисова. И наоборот, наблюдается снижение популярности открытия салонов красоты и медицинских центров по франшизе, что связано с насыщением рынка.
В 2023 году франшизы составили 1,5% вновь открытых предприятий, при этом 95% из них были российского происхождения. Общий рынок франчайзинга за год увеличился более чем на 400 единиц благодаря появлению новых участников и усилиям по ребрендингу.
Борисова подчеркнула, что рынок франчайзинга в России значительно улучшился в 2022 году, когда с рынка ушло более 6200 компаний. Это создало благоприятную среду для франчайзинга, что привело к росту рынка на 19% и увеличению на 5% (154 единицы) количества франшиз до 3249.
Учитывая текущую высокую стоимость заемных ресурсов, известные бренды используют франчайзинг для поддержания своего роста, не полагаясь в значительной степени на кредиты для расширения сети, заметила Борисова. Заглядывая в будущее до 2024 года, хотя серьезных изменений во франчайзинге не предвидится, потенциал для регионального роста может существовать.