О такой возможности заявил спецпредставитель президента по цифровому и технологическому развитию Дмитрий Песков.
По его словам, «практика уголовных дел за репосты показала, что нельзя использовать действующую систему, должен быть тонко настроенный оценочный механизм». Однако его можно выработать только из практики.
Как считает Песков, нужно посмотреть на весь массив дел и отделить те, где репосты и мемы вели к негативным последствиям, от тех, где это использовалось лишь для того, чтобы получить лайк. Он допустил, что в будущем понадобятся специализированные институты, которые будут накапливать такую экспертизу, и напомнил: в судебной системе ранее уже были выделены в отдельные направления арбитраж и суды в области торгового права.
Нужны ли специальные суды для дел по нарушениям в соцсетях? Отвечает ведущий юрист Роскомсвободы, руководитель Центра цифровых прав Саркис Дарбинян:
«Давайте честно: по делам за репосты на самом деле не надо быть IT-специалистом, и во многих случаях не надо привлекать экспертов, которые скажут, экстремистский материал или нет. Во многих делах все достаточно очевидно, и, если руководствоваться просто здравой логикой, то большинство дел, конечно, заканчивались бы прекращением уголовного преследования в связи с отсутствием состава преступления, потому что это обычные пользователи, которые размещают материалы, и явно, что судьи в данном случае в полном отрыве от контекста высказывания, от формы высказывания штампуют уголовные приговоры. Дело здесь не в том, что кто-то не разбирается в технологиях, а дело в порочной системе уголовного правосудия».
На днях стало известно, что Верховный суд намерен повторно разъяснить свою позицию по экстремизму в соцсетях. Он хочет уточнить, что сами по себе лайки и репосты запрещенных материалов еще не преступление. Нужны доказательства, что действия автора были направлены на разжигание вражды.
Также следует учитывать контекст публикации, комментарии к ней, количество просмотров. Но специальные суды для этого вряд ли нужны, говорит бывший судья Мосгорсуда, член президентского Совета по правам человека Сергей Пашин.
Сергей Пашин - бывший судья Мосгорсуда, член президентского Совета по правам человека:
«Вообще говоря, специализация достаточно широко применяется в мире, однако эта специализация не может затрагивать слишком мелких вопросов. Если речь идет об информационных сетях, то возникает вопрос: а какие споры собираются решать таким образом? Эти споры могут быть разрешены в рамках обычных гражданских судов, в рамках арбитражных судов, ну и если речь идет об уголовных или административных правонарушениях, в рамках других судов общей юрисдикции. Если суды достаточно большие, то обычно выделяют специализированных судей для рассмотрения конкретных споров. Так что, я думаю, эта идея перспективы не имеет, слишком мелкий вопрос для того, чтобы преобразовывать всю судебную систему».
В последнее время дела об экстремизме в соцсетях активно обсуждают в прессе. Например, дело жительницы Саратова, которую обвиняют по 282-й статье из-за частушек про судей. Одним из самых громких стал процесс в Барнауле, где судят 23-летнюю Марию Мотузную, обвиняемую в оскорблении чувств верующих и экстремизме за картинки «ВКонтакте».