Дети, независимо от возраста, подвержены различным факторам, вызывающим стресс, и освоение новой среды может вызвать у них серьезные стрессовые реакции. Марина Завадская, педагог-психолог, предоставила ценную информацию о том, как распознать признаки стресса у детей и предложить им поддержку.
По словам Завадской, стрессовые реакции у детей имеют тенденцию выходить на поверхность, особенно когда перемены в жизни совпадают с необходимостью усиления социального взаимодействия. Такие изменения могут включать в себя поступление ребенка в детский сад или школу, переход в новый класс или попадание в незнакомую группу.
Примечательно, что признаки стресса у детей часто могут быть незаметными, что подчеркивает важность бдительности родителей при внесении изменений в распорядок дня ребенка. Завадская пояснила, что стресс обычно развивается в три стадии, причем на каждой стадии симптомы становятся все более выраженными.
«На начальном этапе тревоги дети могут замыкаться в себе и становиться меланхоличными. Вторая стадия представляет собой период сопротивления, когда психика пытается подавить воздействие стресса, что приводит к возможным физическим проявлениям. На этом этапе у ребенка могут проявляться стойкие усталость и повышенное желание спать", - подробно рассказала Завадская.
Кроме того, вторая стадия может включать появление желудочно-кишечных проблем и различных необъяснимых расстройств, включая дискомфорт в животе, диарею или ночное недержание мочи. На этом этапе поведение ребенка на первый взгляд может казаться нормальным, поскольку его психика все еще контролирует его эмоции и внешнее поведение. Однако физиологические реакции уже очевидны внутри организма.
Переходя к третьей и последней стадии стресса, нервная система изо всех сил пытается сдержать эмоции, что приводит к апатии или, наоборот, усилению агрессии.
В случае, если какой-либо из этих признаков станет заметным, Завадская рекомендует вступить в беседу с ребенком, чтобы понять основные причины его изменившегося поведения. Открытое общение и чуткая поддержка являются важнейшими компонентами помощи детям эффективно справляться со стрессом и связанными с ним проблемами.